четверг, 10 марта 2011 г.

Мысли в моей голове

Замечали ли вы, что когда мы решаем какую-то задачу, то у нас в голове происходит диалог с самим собой. Это очень похоже на то, когда нас кто-то учит, заставляя следовать инструкциям. Вспомните как вы первый раз сели на велосипед. О чем вы думали? Держи равновесие, и рулем тоже управляй, и не забывай крутить педали. И еще по сторонам смори, чтобы никуда не въехать». Обычно такая поездка заканчивалась очень быстро и у всех одинаково. И ты снова начинаешь стараться, думая, что же в тебе не так. И как это у всех получается, а у тебя нет. 

А теперь вспомните, о чем вы думаете, когда едете на велосипеде сейчас. Да ни о чем! Вы просто едете, крутите педали, спокойно смотрите на дорогу. Все легко и просто. Вы не пытаетесь контролировать себя, все получается естественно и само собой. И при этом ваш мозг фактически без вас оценивает скорость, дает сигнал мышцам крутить быстрее или медленнее, видит препятствия.

Получается, что у нас у каждого в голове есть два «Я». Одно «Я1» - это то, которое пытается нас учить, следовать инструкциям, которые мы получает из внешнего мира. Как раз оно заставляет думать, сомневаться, делать что-то именно так, потому что так надо. Второе «Я2» - это наш внутренний потенциал, врожденная и естественная способность к обучению и развитию. Именно когда «Я1» у нас в голове затихает, а управление велосипедом берет «Я2», мы начинаем ездить нормально, не зацикливаясь на наших стараниях. Тоже самое происходит, когда мы учимся плавать, играть в теннис, боулинг и т.п.

Возьмем простой пример. Игрок в теннис бьет по мячу. Он видит мяч. Реагирует, нанося удар. И получает результат. Фактически любое действие человек можно свести к трем пунктам: воспринять, прореагировать, получить результат. Но это в идеале. Реально от восприятия и до реакции есть еще момент интерпретации. И эта интерпретация очень сильно может повлиять на результат. Например, когда вы видите летящий на вас мяч, то начинаете думать, что он слишком быстро летит. Теперь это не просто мяч – это угроза. «Надо очень постараться, чтобы его отбить. Еще и под левую руку летит, а у меня всегда был слабый удар левой». Мысли летят одна быстрее другой, и вот момент удара и вы действительно делаете его плохо. Тут же ваше «Я1» начинает вопить: «Ну вот, как я мог так пробить, это ужас. Надо было сделать шаг навстречу и немного присесть ». Ко второму мячу вы уже накрутили себя еще сильнее. И так далее.

Видим цепочку. «Я1» искажает восприятие. Реакция меняется и результат получается совсем другим. Проведем параллель с похожими ситуациями.
«Начальник сделал мне замечание, значит, он не доверяет в этом вопросе и считает, что я профан. Сделаю все равно по-своему, мне же виднее как надо»
«У меня разговор с важным клиентом. А что если он у меня спросит то, чего я не знаю? Я наверно сразу начну мямлить и скажу что-то не то. И он тогда не захочет заключать договор»
«У меня проблема с этой задачей. Вот все у меня так не как у других. Что же теперь будет? Надо было вот тогда сделать все по-другому или вообще ничего не делать»

Вместо того чтобы оценить реальную ситуацию и предпринять адекватное действие, мы слушаем «болтуна» в голове, который мешает это сделать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий