Если посмотреть на обычную ситуацию обучения или решения какой-то задачи, то всегда есть тот, кто учится, и того, кто его учит (стажер и менеджер, спортсмен и тренер, подчиненный и начальник, студент и преподаватель). Само обучение проходит по накатанной схеме. Ученик старается исправить в себе или в своей работе, то, что он делает не правильно. Учитель дает готовый «рецепт». Очень хорошо описывать ситуацию на примере спорта. Например, возьмем футбол.
Футболист обращается к тренеру с проблемой. У него проблема с точностью удара. Тренер смотрит, как бьет футболист и дает «рецепт». Советует при ударе делать меньший замах ногой и бить другой частью стопы. Т.е. тренер сравнивает то как «есть» сейчас с тем как «надо». Это «надо» - шаблон, который находится у тренера в голове. Его когда-то так научили. Он сравнил, определили чем «правильный удар» в его понимании, отличается от удара ученика, и дал инструкцию.
Дальше ученик четко выполняет то, что ему посоветовал тренер и все обучение сводится как схематичному повторению движений, пока не прозвучит «вот так уже хорошо». Вся ответственность обучаемого сводится до уровня исполнения того, что ему говорят. И логично, что в какой-то момент он испытывает сопротивление, сомнение и боязнь ошибиться. Ученик больше не несет ответственность за процесс обучения.
Похожие ситуации возникают и во время работы. Сотрудник приходит к начальнику с проблемой, которую не может решить. Если начальник тут же дает сотруднику готовый рецепт, то сотрудник идет выполнять инструкцию. Он не учится решать вопросы, он не отвечает за результат. Сотрудник отвечает только за то, чтобы вовремя и качественно выполнить инструкции. На такого сотрудника нельзя положиться и ждать от него самостоятельности и проявления инициативы при решении любых вопросов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий