Вы на ипподроме. Вокруг снуют жаждущие расстаться со своими кровными люди, и вы вместе с ними просматриваете таблицы, долго думаете и прикидываете перед началом заезда, выбросить вам деньги на Белоножку или на Люцифера. Момент воистину мучительный: вы знаете, что, скорее всего, проиграете, но микроскопический шанс сорвать банк не дает покоя. Кажется, будто Белоножка вот-вот поправит семейный бюджет. Ну, или Люцифер. Вы равным образом не уверены в победе ни одной из лошадей. Но стоит сделать ставку — откуда-то появляется надежда и даже уверенность. Секунду назад вы еще колебались, а теперь уверенно смотрите в будущее (свое и Белоножки). И даже не просто уверенно — с оптимизмом смотрите.
Еще более фактурно тот же самый эффект описал психолог Чалдини. Некая барышня жила со своим молодым человеком, славившимся пристрастием к алкоголю и категорическим нежеланием окольцовываться. Долго она это терпеть не смогла, и после того, как они разошлись, она через какое-то время была уже помолвлена с другим. Молодой человек, узнав об этом, слезно просил ее вернуться, обещал жениться и даже бросить пить. Барышня сжалилась и разорвала помолвку. На момент описания этой истории они уже два года как восстановили отношения, а молодой человек все еще пил и отказывался жениться. Парадоксально, но барышня была искренне счастлива все это время, хоть он и не выполнил обещаний.
Своим стремлением действовать последовательно мы закрываемся от неприятных нам мыслей и чувств. Каждый по себе знает, что после тяжелого выбора не хочется постоянно думать о том, а верный ли выбор сделан и не стоит ли повернуть назад. Хочется думать, что теперь-то все будет хорошо. Не бойтесь — не будет.
На семинаре, где рассказывалось о чудодейственных свойствах трансцендентальной медитации, все аргументы в ее пользу были разнесены в пух и прах одним из слушателей. Однако после такого провального выступления организаторы получили еще больше заявок от желающих оплатить занятия, чем обычно. Люди, имеющие реальные проблемы и решившиеся попытаться их исправить через эту технику, все услышали и осознали ситуацию. Но никто из них не хотел опять думать над выбором, который они уже сделали.
В то же время не всегда, сделав выбор, мы будем брать на себя вытекающие из него обязательства. Всему виной внешнее давление, которое мы можем ощущать: стоит этому произойти, мы тут же припишем выбор внешним обстоятельствам и умоем руки.
Довольно просто сказать ребенку: «Не трогай». Более того, он действительно не будет трогать запретное. Пять минут. Ну десять. Трогать или нет — выбор, который он совершает. И если ребенку пригрозить наказанием за нарушение, он не будет нарушать правило до тех пор, пока считает наказание возможным и реальным.
Двум группам мальчиков от семи до девяти лет запретили играть с игрушкой, но первой группе пригрозили наказанием, а второй нет. Все мальчики после этого старались выбирать «разрешенные» игрушки. Через шесть недель обе группы опять оказались в комнате с запретной игрушкой, и тогда в их поведении появились заметные различия: почти 80% из тех, кому угрожали наказанием, играли с запретным плодом. А из второй группы правило нарушили всего 30%. В первой группе выбор осуществлялся под давлением — и потому, как только давление исчезло, пропали и последствия сделанного выбора.
Вывод. Грустно и неудобно признавать, но все мы стремимся вести себя так, как, на наш взгляд, ожидают окружающие. И стараемся соответствовать тому, что делаем: сделав выбор, начинаем последовательно проводить его в жизнь, держимся за слово и оправдываем принятое решение.
Совет №1. Ставка не повысит шансы лошади победить в забеге, но убедит нас в том, что эти шансы повысились. Выбор партнера не означает, что мы получим то, чего хотели. Но мы будем думать, что то, что получили, — это и есть то, чего мы хотим на самом деле. Это гораздо проще и привычней, чем признать, что выбор был сделан неверный. Однако, как вы уже поняли, периодическую ревизию все-таки стоит проводить.
Совет №2. Свобода не в том, что вы выбираете, а в том, что вы даете себе такую возможность. Не стоит верить в то, что, однажды сделав выбор, вы лишаетесь права его изменить. Общественного давления не существует, есть только ваше о нем представление, и потому выбор есть всегда. Даже когда его нет.
Александр Лиор
Гештальт-терапевт (Гамбургский Гештальт Институт)
Гештальт-терапевт (Гамбургский Гештальт Институт)
Комментариев нет:
Отправить комментарий